F80 FAQ home / Аксессуары / Светосинхронизатор SU-4 Светосинхронизатор SU-4.
Что это такое?Nikon SU-4 в оригинале именуется как "беспроводной контроллер ведомых вспышек" (Nikon Wireless Slave Flash Adapter). В описании к нему сказано буквально следующее:The SU-4 is a handy wireless accessory that allows two or more Speedlights to be used in multiple lighting setups. By attaching a slave flash Speedlight to the SU-4's accessory shoe, the SU-4's built-in light sensor remotely detects when the master, on-camera Speedlight fires to trigger the slave flash unit. In the AUTO mode, the SU-4 also controls the flash duration of the slave flash unit in sync with the master flash unit to provide the correct flash exposure automatically.Перевожу: SU-4 представляет собой небольшое беспроводное устройство, позволяющее синхронизировать работу двух или более вспышек Speedlight. SU-4 "поджигает" ведомую вспышку в тот момент, когда его светочувствительный сенсор реагирует на импульс ведущей вспышки, установленной на камере. А если SU-4 установлен в режим AUTO, он синхронизирует длительности импульсов ведомой и ведущей вспышек, и, таким образом, позволяет добиться корректной экспозиции автоматически. При этом следует учесть, что длительность импульса ведущей вспышки корректируется TTL-системой камеры. Таким образом, будучи в режиме AUTO, SU-4 позволяет обойтись без использования TTL-согласующих синхрокабелей, и самое главное, без флешметра. Но не стоит обольщаться: в описании черным по белому написано: "Сделайте пробные снимки перед ответственной съемкой"! Воистину, золотой совет. Нюансов при работе с SU-4 предостаточно, устройство это весьма капризно… но об этом отдельно. SU-4 компактен и легок (63 (W) x 53 (D) x 28 (H)mm, 52 г), продается совместно со специальным рассеивателем SG-2 для встроенных вспышек фотокамер Nikon, который устанавливается в "горячий башмак" фотокамеры. Также в комплект поставки входит мягкий футляр из кожезаменителя, в котором все это добро удобно хранить и таскать с собой в сумке.
"Горячий башмак" (1) SU-4 -обычный Никоновский, снабженный 5-ю контактами и запорной канавкой, установлен на поворачивающейся платформе (5). Прочих гнезд для синхроконтактов и каких-либо других разъемов у SU-4 нет. Приемный "глазок" (3) датчика - уловителя импульса ведущей вспышки установлен на вращающемся "бочонке" (2). Рабочее расстояние "глазка" до ведущей вспышки не должно превышать 40 м (в режиме M), а в режиме AUTO - 7 м. Для контроля длительности импульса ведомой вспышки используется ИК-диапазон. SU-4 не потребляет никаких батареек, а питается исключительно от вспышки. В общем, устройство весьма функционально и полезно, и можно сказать, что SU-4 является неотъемлемым членом вспышечной системы Nikon. В каких ситуациях лучше его использовать?Я покупал SU-4 в качестве светосинхронизатора для своей SB-28, чтобы ее можно было использовать в качестве ведомой вспышки, "поджигаемой" встроенной вспышкой моей камеры. Ниже на иллюстрациях приведены примеры использования Nikon SU-4, взятые из руководства по эксплуатации оного устройства и слегка сдобренные моими комментариями (выделено красным).Пример 1. Освещение удаленного объекта несколькими вспышками. С SU-4 Вы можете использовать несколько вспышек, если мощности импульса одной вспышки недостаточно. При этом получающееся ведущее число вспышки вычисляется по формуле: GN = sqrt(GN of Speedlight A)2 + (GN of Speedlight B)2 + .... ) В случае использования F80 и SB-28 получаем: GN = sqrt(122 + 852) = sqrt(144+7225) = sqrt(7369) = 85,84 м Если мы снимаем что-либо с диафрагмой 5,6, минимальное расстояние составит 15,17 м без SU-4, и 15,32 м с ним. Как видно, встроенная вспышка вносит совсем незначительный вклад в увеличение дистанции съемки. Правда, если использовать в качестве ведущей ту же SB-28, а в качестве ведомой - что-либо сопоставимое с ней по мощности, прибавка в расстоянии может быть значительной. Рекомендации по съемке:
Пример 2. Дополнительные источники света помогут Вам избежать появления "жестких" теней на объекте съемки и сделает его освещение более естественным. Рекомендации по съемке:
Пример 3 Использование отраженного света вспышки("вспышка в потолок"). Свет встроенной вспышки камеры невозможно использовать на отражение от стен и потолка, но если использовать внешнюю вспышку, направленную на эти поверхности, можно добиться более четкой проработки фона и более естественного освещения объекта съемки. Рекомендации по съемке:
Пример 4 Подсветка теней, отбрасываемых объектом Чтобы убрать с фона непривлекательные тени во время портретной съемки, Вы можете дополнительно осветить его, используя одну или несколько вспышек. Рекомендации по съемке:
Пример 5 Контровое освещение Вы можете использовать ведомую вспышку в качестве источника контрового(контурного) света во время портретной съемки. Рекомендации по съемке:
Зачем нужно это устройство? Стоит ли его приобретать или лучше обзавестись студийными вспышками?Основная ценность SU-4 в том, что он обеспечивает TTL-согласование вспышек Nikon. В этом и есть его главное отличие от прочих светосинхронизаторов, стоящих на порядок дешевле. Используя это устройство в работе, Вы можете реализовать творческий подход к постановке освещения в мобильных условиях, полностью полагаясь на TTL и практически не пользуясь флешметром.Здесь возникает вопрос: зачем тогда нужен этот флешметр, когда есть такое замечательное устройство? Можно прикупить еще вспышек, а к ним еще несколько SU-4, купить зонтики, софтбоксы, фона, стойки и прочие компоненты, из которых строится студия… Все хорошо, если бы не цена всех этих устройств - а она ой как кусается: за те деньги, что просят за SU-4, можно купить готовый студийный осветитель со встроенным светосинхронизатором. Да и TTL в студии ни к чему: гораздо проще и лучше пользоваться флешметром - при этом замер делается по падающему свету, на нужном участке сцены, затем требуемая экспозиция устанавливается на камере и делается снимок. Если же снимать с TTL, то будет довольно сложно предугадать правильную экспозицию, ибо TTL-сенсор внутри камеры замеряет суммарную освещенность кадра. К тому же в TTL-замер делается по свету, отраженному от предметов сцены, а это может привести к неправильной экспозиции. И еще один момент: если Вам потребуется коррекция на освещенность, которую создает какая-либо из Ваших ведомых вспышек, Вы сможете сделать это только следующими путями:
Итак, вывод: SU-4 предоставляет отличные возможности для построения "мобильных" студий для репортажных съемок или съемок дикой природы, но для стационарной студии - это все-таки достаточно дорогое и не слишком удобное решение. Поддерживает ли SU-4 3D-замер со вспышками Nikon?Нет. При 3D-замере ведущая вспышка сначала производит некоторое количество оценочных импульсов (также называемых "предвспышками"), а затем уже испускает основной импульс, строго дозированный по мощности и по длительности.А SU-4 в режиме AUTO работает только по "старт-стопу" импульса ведущей вспышки. Очевидно, что предвспышки и следующий за ними основной импульс, собьют это устройство с толку (SU-4 может как запустить ведомую вспышку по одной из предвспышек, так и прекратить ее работу раньше времени), а это приведет к неправильной экспозиции на снимке. Поэтому при использовании SU-4 рекомендуется отключить режим замера с предвспышками на ведущем устройстве (3D Multi Sensor Balanced Fill-In Flash, Matrix Balanced Fill-In Flash). Как использовать SU-4 с Nikon F80?Рассмотрим простейшую конфигурацию: в качестве ведущей используется встроенная вспышка камеры, в качестве ведомой - SB-28, подключенная к SU-4. И предположим, что при съемке Вы решили целиком положиться на автоматику камеры и вспышечной системы, а именно на режим TTL и согласование импульсов, обеспечиваемое контроллером SU-4. Как в этой ситуации поступать?Во-первых: отключите режим замера с предвспышками, на Nikon F80 это делается путем перевода камеры в режим отработки экспозиции "М", либо путем выбора точечного экспозамера. Во-вторых: проверьте, установлен ли на Вашем SU-4 режим AUTO. В третьих: ведомая вспышка должна находиться в режиме TTL. Казалось бы, все… но здесь следует учесть то, что мощности импульса встроенной вспышки камеры и ведомой вспышки (SB-28) различаются в несколько раз. Поэтому, если SU-4 вместе с SB-28 отдалить на достаточное расстояние от ведущей вспышки, то SU-4 не будет "ловить" окончание ее импульса, и не "погасит" ведомую вспышку до полного разряда конденсатора. А это приведет к переэкспозиции снимаемой сцены. Чтобы избежать этого, SU-4 следует держать как можно ближе к камере, к ее встроенной вспышке, направив при этом приемный "глазок" SU-4 прямо на нее. Это можно сделать, например, с помощью держателя с двумя штативными винтами (см. илл.), приобретенного мной в магазине "Поиск-Фото". SU-4 как раз снабжен резьбой для крепления на штативе. Но как быть, если вспышку требуется отдалить на некоторое расстояние от камеры, чтобы, например, использовать ее в качестве источника рисующего света при портретной съемке? Для этого следует обзавестись TTL-синхрокабелем SC-17. Этот кабель, по сути, является удлинителем "горячего башмака", при этом он снабжен дополнительными контактами для подключения автофокусных вспышек серии Nikon Speedlight. Таким образом, подключаем ведомую вспышку SB-28 через кабель SC-17 к светоснихронизатору SU-4, установленному на кронштейне, прикрепленном к камере. Как это выглядит, можно увидеть на прилагаемых иллюстрациях. SU-4 и установленная на нем SB-28 SU-4 и SB-28, присоединенная к нему с помощью SC-17 Работает ли SU-4 со вспышками сторонних производителей?К сожалению, у меня нет данных о работе этого устройства со вспышками, произведенными не корпорацией Nikon. Теоретически, ничто (за исключением, пожалуй, напряжения на синхроконтакте…) не мешает подключать SU-4 к Nikon-совместимой TTL-вспышке и использовать ее в качестве ведомой.Можно ли использовать SU-4 с цифровыми камерами серии Coolpix в режиме AUTO?В описании к SU-4 (см. таблицу ниже), указано, что он может работать в режиме AUTO с цифровыми камерами серий COOLPIX 910, 900, 600, 300, 100.Также могу ответственно заявить, что SU-4 прекрасно работает в AUTO-режиме с моим Coolpix 950, "зажигая" SB-28 от его встроенной вспышечки. При этом SU-4 с установленной на нем SB-28 прикреплен к Coolpix'у с помощью того же кронштейна-держателя с двумя штативными гайками. Вообще говоря, вспышечная автоматика Coolpix 900-х серий основывается на работе специального датчика, располагающегося рядом с объективом. Coolpix не оснащен TTL-системой контроля длительности импульса вспышки. При этом, аналогично TTL, автомат вспышки Coolpix'а прекращает ее импульс в момент "насыщения" светом снимаемой сцены. Так что SU-4 будет прекрасно синхронизировать встроенную вспышку с TTL-вспышками Nikon Speedlight или совместимыми. Какие существуют "подводные камни" при использовании SU-4? Как с ними бороться?Как уже было сказано выше, SU-4 иногда "не ловит" окончание импульса ведущей вспышки. Чтобы такого эффекта не возникало, следите за тем, чтобы:
Ссылки по теме:Статья Юрия Василенко на http://www.photoweb.ru/Other useful Nikon flash accessories Nikon Coolpix 950/990/995 External Flash FAQ Nikon SU-4 by J. Ramon Palacios (на сервере http://www.nikonians.com/) Nikon SU-4 Slave Flash Controller Wireless Slave Flash Controller SU-4 FAQ (Австралия) Используемые вспышки и возможные режимы их работы с различными камерами NikonUsable Speedlights and available flash modes with Nikon
cameras
|
Multiple flash operation Работа с несколькими вспышками |
Master Speedlight Ведущая вспышка |
Slave Speedlight Ведомая вспышка |
||
Usable cameras Используемые фотокамеры |
Usable Speedlight and setting Вспышки и режимы работы |
SU-4's setting Настройки SU-4 |
Usable Speedlight and setting Вспышки и режимы работы |
|
TTL auto flash mode Режим автоматической TTL-вспышки |
F5, F4-Series, F100, F90X-Series/N90s*, F90-Series/N90*, F80-Series/N80*, F70-Series/N70*, F60-Series/N60*, F50-Series/N50*, F-801S/N8008S*, F-801/N8008*, F-601/N6006*, F-601M/N6000*, F-501/N2020**, F-401x/N5005*, F-401s/N4004s*, F-401/N4004*, F-301/N2000**, FE2, FA, FG, Pronea 600i/6i*, Pronea S |
SB-28, SB-27, SB-26, SB-25*1 SB-24, SB-23, SB-22S, SB-22 SB-21B, SB-20, SB-18, SB-16B, SB-15, SB-140, SB-14, SB-11 Set the flash mode of the above Speedlights to TTL. Вышеперечисленные вспышки должны быть переведены в автоматический TTL-режим. |
AUTO |
SB-28, SB-27, SB-26, SB-25, SB-24, SB-23, SB-22S, SB-22, SB-20, SB-18, SB-16B, SB-15 Set the flash mode of the above Speedlights to TTL flash mode. Вышеперечисленные вспышки должны быть переведены в автоматический TTL-режим. |
F3-Series |
SB-21A, SB-17, SB-16A, SB-140, SB-14, SB-12, SB-11 |
|||
Camera with built-in Speedlight: Фотокамеры со встроенными вспышками: F80-Series/N80**1, F70-Series/N70**1, F60.Series/N60*, F50-Series/N50*, F-601/N6006*, F-401x/N5005*, F-401s/N4004s*, F-401/N4004*, Pronea 600i/6i*. |
||||
Non-TTL auto flash mode Режим автоматической не-TTL вспышки (А) |
F5, F4-Series, F100, F3-Series, F90X-Series/N90s*, F9O-Series/N9O*, F80-Series/N80*, F70-Series/N70*, F60-Series/N60*, F50-Series/N50*, F-801s/N8008s*, F-801/N8008*, F-601/N6006*, F-601M/N6000*, F-501/N2020**, F-401x/N5005*, F-401s/N4004s*, F-401/N4004*, F-301/N2000**, FE2, FA, FG, FE10, FE, FM10, NewFM2, FM2, FM, F2, Pronea 600i/6i*, Pronea S, Digital Camera E2/E2s |
SB-28, SB-27, SB-26, SB-25, SB-24, SB-22S, SB-22, SB-20, SB-19, SB-17, S8-16A, SB-16B, SB-15, SB-140, SB-14, SB-E, SB-11, SB-10, SB-9, SB-8, SB-7, SB-6, SB-5, SB-4, SB-3, SB-2, SB-M Set the flash mode of the above Speedlights to non-TTL auto flash. Вышеперечисленные вспышки должны быть переведены в автоматический не-TTL-режим. |
||
EM, FG-20 |
Set SB-19 and SB-E to B. Установите на вспышках SB-19 и SB-E режим B. |
|||
Digital Still Camera / Цифровые камеры: COOLPIX 910, 900, 600, 300, 100 + См. ответ на вопрос о фотокамерах Coolpix и SU-4. |
||||
Manual flash mode Режим ручной вспышки |
All cameras listed above, and compact cameras with
built-in Speedlight Все вышеперечисленные камеры, а также компакт-камеры со встроенными вспышками |
All Speedlights listed above Все вышеперечисленные вспышки |
M |
SB-28, SB-27, SB-26, SB-25, SB-24, SB-23, SB-22s, SB-22, SB-20, SB-18, SB-16B, SB-15 Set the flash mode of the above Speedlights to non-TTL auto flash or Manual. Вышеперечисленные вспышки должны быть переведены в ручной режим работы или в режим автоматической не-TTL вспышки. |